Программа республиканской экспериментальной площадки по теме «Детский технопарк как инновационная модель развития научно-технического творчества учащихся в условиях сельского муниципального района» утверждена приказом министра образования РС(Я) № 01-16/2864 от 19.10. 2011 г.

Приказом МО РС(Я) №01-16/1877 от  28.04.2015 г. проекту присвоен статус республиканской инновационной площадки.

Цель проекта: Создание детского технопарка как научно-образовательного центра, обеспечивающего формирование у обучающихся компетенций в области науки, техники и производства.

Этапы реализации проекта:

I.    Подготовительный этап (с ноября 2011г. по сентябрь 2012 г.). Разработка авторских, адаптированных дополнительных образовательных программ на основе методов активизации творческого мышления, ТРИЗ.  Создание материально-технической базы. Повышение квалификации педагогов.

II.         науки, образования и производства. 

·     Разработана модель психолого-педагогического сопровождения, мониторинга результатов проекта на уровне обучающихся, педаг

Основной этап (с сентября 2012 г. по  декабрь 2016 г.) Применение адаптированных дополнительных образовательных программ в учебно-воспитательной работе. Повышение квалификации педагогов. Создание методических, дидактических материалов, рекомендаций,  пособий.

 

III.       Заключительный этап (с декабря 2016 г. по апрель 2017 г.). Составление аналитических отчетов. Подготовка и проведение научно-практической конференции. Подготовка и выпуск брошюр, методических рекомендаций  по организации детских технопарков в условиях нашей РС(Я).

За 2011 по 2015 годы получены следующие результаты:

·     Разработана структурная модель детского технопарка,

·     Разработана нормативно-правовая база  проекта. Учитывая, что детский технопарк создан при бюджетном образовательном учреждении, в качестве структурного подразделения, его деятельность основана на Положении о детском технопарке. В положении определяются: основные цели, задачи и направления деятельности технопарка; структура и организация деятельности детского технопарка, права и обязанности резидентов детского технопарка, права и обязанности руководителей лабораторий технопарка, финансирование детского технопарка, заключительные положения.

·     Разработаны адаптированные дополнительные образовательные программы и методики, технологии, созданы методические, дидактические материалы, промежуточные анализы итогов эксперимента, коррекция программы.

·     Укреплена материально-техническая база детского технопарка, которая позволяет реализовать научно-технические  проекты.

·     Создана система внебюджетного финансирования через проектную деятельность общественной организации «Сайдыы суола» по поддержке научно-технического творчества детей Горного улуса. Привлечены внебюджетные средства на сумму 1 313000 рублей.

·     Создана система выявления, поддержки и сопровождения детей, проявляющих интерес и имеющих задатки в области научно-технического проектирования.

·     Организована  система повышения квалификации педагогов.

·     Отработаны модели взаимодействия с «Технопарками», малыми инновационными предприятиями высших учебных заведений республики, производственными предприятиями, бизнес-структурами, органами местного самоуправления, позволяющие интегрировать  ресурсы,  усилия педагогов.

·     Анализированы результаты реализации проекта с поставленными целями и задачами, выявлены перспективы и определены  пути дальнейшего развития учреждения по данному направлению. 

·     Обобщены и оформлены результаты опытно-экспериментальной работы, выпущен методический сборник. 

         По итогам отчета 2013 года проект стал победителем республиканского конкурса образовательных организаций, реализующих инновационные проекты и получил Грант Президента РС(Я) в размере 500 000 рублей.

                               Модель деткого технопарка

Детский технопарк представляет собой структуру, состоящую из конструкторских лабораторий, на базе которых создаются наиболее благоприятные условия для приобретения резидентами практического опыта и навыков научно-исследовательской и проектной деятельности:

·       Лаборатория изучения, проектирования, моделирования и конструирования оборудований, облегчающих труд сельских жителей.

·       Лаборатория проектирования и разработки спортивно-технических авиа-, авто-, ракето-, судомоделей.

·       Лаборатория «Разработка продуктов с применением программа компьютерного моделирования и дизайна».

·       Лаборатория конструирования робототехнических систем.

·       Детская телестудия «Аргыс».

Целями создания лаборатории являются:

•          поддержка  научно-исследовательской     и     научно-практической     деятельности     обучающихся,   развитие   детских   инициатив;

•          привитие обучающимся навыков научно-исследовательской и научно-организационной деятельности;

•          развитие научно-технического творческого потенциала обучающихся и педагогов в рамках реализации научно-технических проектов;

•          повышение качества дополнительного технического образования.

Задачами лаборатории  являются:

•          проведение научно-исследовательской работы педагогов и обучающихся по проблемным вопросам научно-технического проектирования.

•          привлечение членов лаборатории к научно-исследовательской и проектной работе, приобретение ими знаний и опыта в научно-исследовательской деятельности.

•          Повышение мотивации обучающихся к техническому проектированию.

 

•          Способствование формированию навыков самореализации и публичных выступлений.

 

            Модель системы работы с резидентами технопарка

Программа поддержки и сопровождения резидентов

1.Реализация образовательной программы

            Образовательная программа включает в себя обучение основам научно-технического конструирования, рационализации и изобретательства, предпринимательской деятельности, бизнес-планирования, маркетинга, менеджмента. Дети знакомятся с понятиями «инновация», «технопарк», «резидент», «патент на изобретение», знакомятся с государственной политикой поддержки изобретательства, инноваций, предпринимательства.  Резиденты Детского технопарка проходят обучение на семинарах  научно-технического творчества, бизнес-проектирования.

2.Выделение малых Грантов для воплощения проектной идеи в жизнь

            С 2012 года резидентам вручаются  денежные средства - малые Гранты, которые резиденты могут потратить на реализацию проектов и идей. В 2012-2013 учебном году общий фонд Малых Грантов составлял 10 000 рублей и был выделен из средств Гранта Министерства по молодежной политике РС(Я). Общий фонд 2013-2014 года составлял 12 000 рублей и был выделен из средств Грантового проекта «Программа поддержки и сопровождения резидентов «Детского технопарка»».

            В 2014-2014 учебном году конкурс «Юный новатор» поддержал Глава улуса Андреев Никита Викторович и выделил средства из муниципального бюджета 20 000 рублей.

Протокол выделения малых Грантов резидентам технопарка

в 2012-2013 учебном  году 

Ф.И. участника

Название проекта

Место

Размер Гранта

(в рублях)

1

Алексеев Афоня

Видео-сборник «На зарядку, становись!»

1 место

1500

2

Ефремов Дима

Полуавтоматизированная модель станка по плетению конского волоса

1 место

1500

3

Федоров Егор

Воздушно-металлический аккумулятор

2 место

1000

4

Петров Алеша

Универсальный набор «Юный моделист»

2 место

1000

5

Сметанин Саша

Изготовление утеплительных материалов из переработанной макулатуры

2 место

1000

6

Филиппов Дьулустан

Колонка универсальная

2 место

1000

7

Никифорова Сахая

Презентационные интеллектуальные игры

2 место

1000

8

Антонов Игорь

Экспериментальная модель кордового самолета

3 место

500

9

Максимов Аскольд

Макет передвижного моста

3 место

500

10

Дохунаева Марита, Константинова Надя

Создание социальных плакатов с помощью компьютерных  программ

3 место

500

11

Степанов Кеша

Передача электрической  мощности без проводов

3 место

500

общий фонд

10 000

 Протокол выделения малых Грантов резидентам технопарка

в 2013-2014 учебном году

Ф.И. участника

Название проекта

Место

Размер Гранта

(в рублях)

1

Кесарев Коля

Применение профилированного бруса в строительстве частного дома

1 место

2000

2

Степанов Радомир

Разработка самодельной автомойки

1 место

2000

3

Татаринова Клава

Сайт «Юный пожарный»

1 место

2000

4

Имеев Миша

Настольная игра «Бей кегли»

2 место

1500

5

Алексеев Стас

Разработка проекта стеллы с. Бердингестях

2 место

1500

6

Барашков Ньургун

Применение макулатуры в качестве прокладочного материала в строительстве домов

2 место

1500

7

Татаринова Рая

Применение глины для фильтрации воды

3 место

500

8

Антонов Проня

Разработка утепленной палатки

3 место

500

9

Кычкина Галя

Разработка проекта с круговым движением «Пятачок»

3 место

500

общий фонд

12 000

 Протокол выделения малых Грантов резидентам технопарка

в 2014-2015 учебном году

Ф.И. участника

Название проекта

Место

Размер Гранта

(в рублях)

1

Холомогоров Витя

Робот-поводырь Seingtye

1 место

3000

2

Ефремова Аэлита

Создание самодельного полуавтоматического полива для  огорода

1 место

3000

3

Скрыбыкин Вова, Татаринова Клава

3D картинная галерея художника А.Н Осипова.

1 место

3000

4

Никаноров Тимур

Малогабаритный токарный станок «Мини-мастер»

1 место

3000

5

Егоров Дьулустан

Электронное пособие «Улуу Кыайыы боотурдара»

2 место

2000

6

Филиппов Вася

Электронное пособие «Достопримечательности Горного улуса»

2 место

2000

7

Анисимова Кристина

Проект: «Чистый двор»

2 место

2000

8

Лукина Аина

Проект «Новая игра – давно забытое старое»

2 место

2000

 

 

20 000

 3.Тьюторская поддержка, руководство научно-техническими проектами резидентов

К каждому резиденту технопарка со стороны педагогов прикрепляются тьюторы, признанные оказывать помощь в реализации проектов резидентов в жизнь. Тьюторы помогают ребенку практически реализовать его идею, проект, изготовить опытный образец, модель, макет, используя возможности материально-технической базы технопарка. На базе технопарка выполняется экспериментальная часть проектной работы - апробация, испытание изготовленного опытного образца, выявление технических характеристик образца, преимущества, недостатки, затем, если это необходимо, осуществляется корректировка проекта. Тьюторы готовят своих воспитанников к участию в различных выставках, конкурсах, научно-практических конференциях. Помогают оформлять отчеты, научные тексты, презентации проведенных проектных, научно-исследовательских работ.

4.Обеспечение участия резидентов в мероприятиях

            Педагогами проводится целенаправленная работа по организации участия воспитанников в различных мероприятиях,  в которых дети  демонстрируют и публично предъявляют результаты своей творческой работы, личные достижения в техническом творчестве. Педагоги ответственно относятся к подготовке детей к участию в этих мероприятиях, так как достигнутый успех повышают мотивацию к научно-техническому проектированию, самооценку ребенка. В настоящее время на республиканском, всероссийском уровне проводятся достаточно много мероприятий, где дети могут презентовать результаты своих научных  исследований, проектно-конструкторской деятельности. Педагоги технопарка находят по Интернет информацию о проводимых  мероприятиях на уровне республики и России, где могут участвовать их воспитанники и готовят их к участию в мероприятиях. В последние годы мы активно участвуем во многих Интернет-проектах, на заочных этапах всероссийских конференций, конкурсов, по итогам которых многие дети стали участниками всероссийских конференций и конкурсов.

Перечень всероссийских, республиканских мероприятий по научно-техническому творчеству, где участвуют резиденты технопарка

·     Всероссийская конференция «Научный потенциал-XXI», г. Обнинск.

·     Всероссийская выставка научно-технического творчества молодежи, г. Москва

·     Всероссийский форум научной молодежи «Шаг в будущее», г. Москва.

·     Всероссийская научно-практическая конференция «Интеллектуальное возрождение», г. Санкт-Петербург.

·     Республиканская выставка научно-технического творчества учащихся.

·     Республиканская научно-практическая конференция «Шаг в будущее».

·     Республиканский конкурс «Юные исследователи».

·     Республиканские мероприятия, проводимые  Комитетом по инновационной политике при Президенте РС(Я), Технопарком Якутии.

·     Республиканский конкурс  «Я - инженер».

·     Республиканская инженерно-техническая олимпиада.

·     Республиканская мини-политехническая олимпиада.

·     Республиканские соревнования по робототехнике.

·     Республиканский конкурс бизнес проектов и идей «Лучший бизнес-проект»

 

5.Общеразвивающая программа

            Программа включает в себя экскурсии в «Технопарк Якутии», малые инновационные предприятия Северо-Восточное федерального университета, промышленные предприятия республики. В этом году резиденты посетили «Технопарк Якутии», где ознакомились с деятельностью  инновационных предприятий, являющихся  резидентами «Технопарка». В Центре вычислительных технологий Института математики и информатики Северо-Восточного Федерального университета с большим интересом познакомились с работой супер-компьютера «Ариан Кузьмин». А также побывали в научно-исследовательской лаборатории кафедры «Производство строительных материалов изделий и конструкций» Инженерно-технического института СВФУ, где ознакомились с современными испытательными оборудованиями.

 

Результаты программы поддержки и сопровождения резидентов

            Эффективность разработанной системы работы с резидентов подтверждается достижениями в научно-практических конференциях конкурсах, олимпиадах различного уровня. За отчетный период с 2011 и 2015 гг. более 20 наших воспитанников достигли высоких результатов на  всероссийском уровне:

Гранты Президента РФ по поддержке одаренной молодежи:

·     Сметанин Саша – премия Президента РФ по поддержке талантливой молодежи присуждена по итогам всероссийской конференции «Научный потенциал-XXI», 2013 год.

·     Ноговицын Сергей – премия Президента РФ по поддержке талантливой молодежи присуждена по итогам республиканского конкурса «Лучший бизнес-проект», 2014 год.

Лауреаты премии академика В.П. Ларионова:

·     Сметанин Саша – лауреат 1 степени республиканской научной конференции юных исследователей «Шаг в будущее», лауреат 2 степени всероссийской научной конференции юных исследователей «Шаг в будущее», 2013 г.

·     Максимов Аскольд Гран-При инженерно-технической олимпиады, 2013 г.

Всероссийская научная конференция юных исследователей «Шаг в будущее»

·     Сметанин Саша - лауреат 2 степени всероссийской научной конференции юных исследователей «Шаг в будущее», 2013 г.

·     Татаринова Рая – сертификат участия всероссийской научной конференции юных исследователей «Шаг в будущее», 2014 г.

Лауреаты и дипломанты всероссийской выставки научно-технического творчества молодежи:

Аргунов Дьулустан, 2012 г.

Филиппов Дьулустан, 2013 г.

Ефремов Дима, 2013 г.

Ефремова Аэлита, 2016 г.

Лауреаты всероссийских конференций:

Колесов Айсиэн, 2012 г.

Скрыбыкин Виталий, 2012 г.

Гаврильев Альберт, 2012 г.

Дьяконов Ваня, 2012 г.

Максимов Аскольд, 2012 г.

Петров Алексей, 2013 г.

Алексеев Афоня, 2013 г.

Сметанин Саша, 2013 г.

Кесеров Николай, 2014 г.

Барашков Ньургун, 2014 г.

Степанов Радамир, 2014 г.

Сметанина Саина, 2015 г.

Николаев Андрей, 2015 г.

Холмогоров Витя.2015 г.

Всероссийский конкурс юных изобретателей и рационализаторов

Степанов Радамир – 2 место, 2014 г.

Победители Республиканского конкурса «Я -  инженер»

Ноговицын Сергей – 2014 г.

Холмогоров Витя-2015 г.

Ефремова Аэлита – 2015 г.